Если вы решили открыть туристическое агентство с нуля, то прежде всего нужно все хорошо спланировать и написать бизнес-план.
С чего начать составление бизнес-плана турфирмы, чтобы избежать ошибок, рассчитать необходимые финансовые вложения и выработать стратегию работы?
Первое: необходимо определить, для кого и с какой целью составляется бизнес-план — для получения кредита, для стороннего инвестора, для инициатора проекта, для себя? Второе: на какой период: на полгода, год, три года? Третье: рассчитать размер капиталовложений: на месяц, полгода, год…
Бизнес-планы бывают разными и различаются по форме, содержанию, структуре и объему. Ниже приведена схема, в которой отражены основные параметры и статьи расходов, которые можно использовать, составляя бизнес-план туристической компании (агентства).
Содержание:
Концепция туристического агентства
- Вид деятельности: турагент, туроператор, смешанная деятельность.
- Дополнительные услуги: продажа авиа- и ж/д билетов, услуги трансфера, заказ лимузинов, оформление виз, страхование, подготовка документов для оформления загранпаспортов, услуги индивидуального гида, сопровождающего, услуги переводчика, продажа путеводителей, реализация подарочных сертификатов, прокат туристического оборудования, аренда автомобилей.
- Приоритетные туристические направления: по типу туристического направления, по стоимости туров, по странам, по виду туризма.
Организационный план
- Местоположение офиса турфирмы: центр, окраина, удаленность от метро.
- Статус офиса: аренда, собственное помещение.
- Тип офиса: витринный офис на первой линии, в бизнес-центре, в административном офисном здании, в торговом центре, на первом этаже жилого дома.
- Размер офиса: два рабочих места, три-пять рабочих мест.
- Мебель для офиса (калькуляция стоимости): столы с приемными местами, кресла для сотрудников, стулья для посетителей, тумбочки с ключами, стеллаж для каталогов, шкаф для одежды, вешалки, вешалка-стойка, доска для информации и специальных предложений, диван для посетителей, журнальный столик, сейф, жалюзи, зеркало, посуда (для сотрудников, для приема посетителей), рамки для фотографий и разрешительных документов, растения.
- Оборудование для офиса (калькуляция стоимости): компьютеры, телефоны, факс, принтеры (2 шт. минимум), сканер, ксерокс, телевизор, СВ- и ВУО-плеер для демонстрации фильмов о странах и курортах, кондиционер, кулер с водой, аптечка, часы, канцелярские принадлежности, настенная карта мира или глобус.
- Дизайн-проект офиса: зонирование пространства, дизайн помещения согласно концепции туристической компании.
Конкурентная среда
- Конкуренты на выбранных туристических направлениях.
- Конкуренты в радиусе: здания, района, города.
- Преимущественные конкурентные качества будущей турфирмы.
Производственный план
- Персонал: штатное расписание, политика формирования заработной платы, обучение персонала.
- Технология продаж туров: поиск и бронирование туров, схема взаимодействия с партнерами.
- Ассортимент услуг туристического агентства: по сезонам, по направлениям, по странам, по цене.
План маркетинга и рекламы
- Ценовая политика турагентства.
- Название турфирмы, рекламная история создания (легенда).
- Особенности продаваемых туров.
- Разработка фирменного стиля:
- Создание интернет-сайта.
- Оформление офиса для продаж.
- Наружная реклама.
- Полиграфическая продукция (описание, тираж, подрядчик, сроки изготовления, стоимость).
- Рекламный план.
- Структура и правила ведения клиентской базы.
Юридические аспекты открытия туристической компании
- Правовая форма юридического лица.
- Система налогообложения.
- Необходимые разрешительные документы в зависимости от вида туристической деятельности.
- Покупка и оформление контрольно-кассовой техники (при необходимости).
- Ведение бухгалтерского учета (самостоятельно, с привлечением бухгалтера, консалтинговая компания).
- Юридическое сопровождение деятельности.
Финансовый план
- Источники средств.
- Размер и срок капиталовложений.
- План первоначальных расходов.
- План постоянных расходов.
- План доходов.
- План окупаемости.
Можно сократить бизнес-план без ущерба для представления общей картины создания бизнеса, но чем он подробнее, тем легче будет при реализации поставленных задач. Поразительно, как может измениться представление о необходимых действиях, после того как вы сами напишете бизнес-план. Это могут быть как новые идеи, нестандартные приемы работы, так и полный пересмотр будущего бизнеса.
Пример бизнес-плана турагентства
Единовременные расходы:
Статья расходов | Стоимость, руб. |
---|---|
Регистрация юридического лица и оформление необходимых разрешительных документов для турагентской деятельности | 20 000 — 25 000 |
Мебель и подготовка офиса к продажам | 50 000 — 100 000 |
Оргтехника и средства связи | 100 000 — 150 000 |
Разработка фирменного стиля | 15 000 — 25 000 |
Разработка и регистрация сайта | 25 000 — 100 000 |
Регистрация товарного знака | 30 000 — 50 000 |
Обучение сотрудников | 5000 — 30 000 |
Дополнительные возможные расходы | 50 000 |
Ежемесячные расходы:
Статья расходов | Период 1 мес/руб. |
---|---|
Офис и инфраструктура | |
Аренда помещения 25 м2 | 50 000 |
Услуги связи | 3 000 |
Интернет | 5 000 |
Вода (кулер) | 500 |
Канцелярские товары | 2 500 |
Прочие административные расходы | 6 000 |
Заработная плата персонала | |
Директор | 35 000 + % |
Менеджер | 19 000 + % |
Менеджер | 16 000 + % |
Секретарь-менеджер | 12 000 + % |
Курьер | 16 000 |
Бухгалтер (аутсорсинг) | 10 000 |
Уборщица | 3000 |
Рекламный бюджет | |
Полиграфия | 5 000 |
Реклама в Интернете | 15 000 |
Реклама в прессе | 15 000 |
Другие СМИ | 10 000 |
Плановые ежеквартальные расходы | |
Юридическое абонентское обслуживание | 7 000 |
Оплата системы онлайн-бронирования и поиска туров | 1200 |
Заправка картриджей | 400 |
Непредвиденные расходы | 10 000 |
Итого | 241 500 руб. + % к з/п |
Ожидаемая (желаемая) сумма доходов в месяц 400 000 руб. Так как заранее невозможно спланировать какие именно турпакеты будут продаваться, то лучше всего составить таблицу, в которой указать сколько нужно продать путевок для каждой из стран, чтобы выйти на планируемый уровень дохода. Так вы сможете узнать сколько в среднем нужно продавать турпакетов. Для этого нужно суммировать путевки по всем направлениям и разделить на количество стран.
Направление | Стоимость тура на человека руб. | Прибыль за тур, руб. | Кол-во отправленных туристов | Доход в месяц, руб. |
---|---|---|---|---|
Испания | 30 000-37 000 | 3 700 | 110 | 407 000 |
Италия | 47 000 — 55 500 | 5 550 | 72 | 399 600 |
Хорватия | 40 000 — 52 000 | 5 200 | 76 | 395 200 |
Болгария | 18 500 — 20 500 | 2050 | 196 | 401 800 |
Турция | 28 000-30 000 | 3000 | 133 | 399 000 |
Греция | 40 000-49 000 | 4900 | 81 | 396 900 |
Из этой таблицы видно, что в среднем необходимо реализовывать 100 турпакетов, это примерно 4 путевки в день средней стоимостью 40 000 руб. для получения дохода 400 000 руб. в месяц.