Адекватный, правильно составленный бизнес-план позволяет получить ответ на главный вопрос: будет ли задуманное дело приносить доход и стоит ли вкладывать в него средства.
Выбор своей ниши для будущего бизнеса — это только начало. Даже лучшая идея для малого бизнеса не гарантирует успех Вашему предприятию. Далее нужно определиться, как вы будете организовывать свое дело, выстроить ближайшие перспективы. Именно для этого и нужен бизнес-план.
В наличии бизнес-плана заинтересованы три стороны:
- Ваши потенциальные инвесторы (люди, которые могут вложить капитал в бизнес, банки, которые дают кредиты).
- Ваши будущие сотрудники, ведь они должны понимать перспективы своей работы.
- И конечно, вам самим, чтобы оценить реалистичность своих планов.
Бизнес-план представляет собой:
- Описание аспектов и направлений будущей деятельности.
- Анализ всех проблем, которые могут возникнуть на разных этапах воплощения проекта.
- Определение и описание способов решения возможных проблем.
Итак, давайте рассмотрим, как правильно составить бизнес-план.
Содержание:
Бизнес-план: структура
В бизнес-плане нужно прописать все аспекты существования и деятельности будущей фирмы, начиная от момента ее создания и до того, как она обретет стабильность. Язык, которым пишется бизнес-план, должен быть понятен всем заинтересованным сторонам: предпринимателю, банкирам, партнерам, сотрудникам. Одной из важных частей бизнес-плана становится меморандум о конфиденциальности, который защитит автора проекта от несанкционированного использования информации.
Бизнес-план должен быть кратким, но содержать всю необходимую информацию. Обычная рекомендация по объему — от 30 до 40 страниц.
Таким образом, должен получиться проект, состоящий из четырех основных частей:
- Аннотация. Идея, концепция бизнес-плана или обращение к потенциально заинтересованным сторонам. Размер аннотации не более одной страницы.
- Резюме (1-3 страницы), то есть выводы и предполагаемые результаты.
- Основная часть бизнес-плана.
- Приложения с таблицами, диаграммами, резюме руководителей, графическими материалами.
Следует помнить, что бизнес бизнесу рознь. У каждого вида деятельности свои особенности, поэтому и проекты могут значительно отличаться друг от друга. Важно соблюсти лишь общие принципы, а жестких норм структуры бизнес-планов нет.
Резюме к бизнес-плану
Резюме — это единственная часть проекта, которую до конца читают практически все потенциальные инвесторы. От того, как составлено резюме зависит, вызовет ли сам проект интерес, станет ли инвестор знакомиться с ним полностью. То есть в конечном итоге от резюме во многом зависит успех всего дела. В этой части вашего проекта должны содержаться выводы и предполагаемые результаты, возможно способы их достижения. Всё это должно быть описано кратко, но информативно.
Хотя резюме и стоит в самом начале бизнес-плана, однако пишут его в самую последнюю очередь. Лишь тогда, когда у вас готова основная часть плана и есть целостное видение будущего дела, вы можете написать резюме.
Резюме может содержать следующую информацию:
- Цель проекта
- Финансовые потребности
- Содержание бизнеса и определение аудитории потребителей услуги или продукта
- В чем отличие от аналогичных фирм или предприятий
- Финансовые показатели
Бизнес–план
Цели и задачи
В этом пункте нужно проанализировать вашу идею, рассказать о ее сильных и слабых сторонах, выявить возможные риски.
Основные пункты, которые нужно отразить:
- Анализ идеи
- Определение целей деятельности
- Характеристика выбранного сегмента рынка
Продукт или услуга
Очень важно, чтобы эта часть была написана как можно более подробно и понятно, чтобы все, кто будет изучать ваш бизнес-проект, могли получить полное представление о том, чем и как вы предполагаете заниматься.
Что следует отразить в данном пункте?
- Описание предлагаемого продукта (товара или услуги) и возможностей его использования
- Описание уникальности и преимуществ вашего проекта
- Определение необходимых технологий и квалификации персонала
- Описание условий ведения бизнеса с точки зрения лицензирования и патентного права
Анализ рынка
Вам понадобится собрать и обработать достаточно большой объем информации по разным направлениям:
- Потребители,
- Конкуренты, и их влияние на ваш бизнес
- Состояние рынка и его перспективы
- Доля рынка, которую занимает ваш будущий продукт (товар или услуга)
- Состав будущих потребителей
Маркетинговый план
Вызвать доверие потенциального инвестора — вот главная задача на данном этапе. Если вы не обладаете необходимыми знаниями по маркетингу, придется заняться изучением специальной литературы или воспользоваться услугами специалиста.
Разделы плана маркетинга:
- Маркетинговая расстановка, то есть характеристика продукта в сравнении с аналогичным у конкурентов
- Ценообразование вашего продукта
- Способы и возможности распространения продукта вашего бизнеса
- Возможности по стимулированию продаж
План производства
В этом пункте отражается материальная составляющая бизнеса:
- Помещения и их расположение
- Необходимое оборудование
- Возможности по поставке материалов и оборудования
- Привлечение субподрядчиков
Управленческий персонал
Человеческий фактор никто не отменял. Поэтому следует определить кадровый состав будущего предприятия и способы его мотивации. Для этого нужно определиться:
- Каков будет состав руководства
- Сколько рядовых сотрудников вам нужно
- Каким будет вознаграждение за труд
Необходимые ресурсы: объем и источники
- Какой объем средств вам понадобится
- Откуда вы планируете их получать, в какой форме и в какие сроки
- Возможности и сроки возврата средств
Финансовый план и анализ рисков
Этот раздел бизнес-плана поможет избежать ненужных трат и спрогнозировать развитие бизнеса. В него необходимо включить следующие пункты:
- Определение рисков и способов их преодоления
- Прогнозирование объема продаж
- Прогнозы по прибыли и убыткам,
- Анализ движения наличности, который нужно осуществлять в течение первого года ежемесячно, позже — ежеквартально
- Баланс активов и пассивов
Приложения
В приложения выносят таблицы, диаграммы и прочую финансовую и статистическую информацию. Также обычно в приложении публикуют резюме руководителей, чтобы будущие инвесторы могли оценить их опыт и навыки. Все графические материалы, такие как дизайн продукта и фирменный стиль, также выносятся в приложения.
Очень важно, чтобы все материалы в приложениях были подписаны и пронумерованы. На каждый из них должна быть ссылка из основной части бизнес-плана.
Объем приложений обычно составляет примерно 10 страниц. Однако в зависимости от специфики бизнеса, их количество может быть значительно больше.