Приступая к написанию бизнес-плана, важно помнить, что вы пишете не диссертацию! Узнайте, почему сложный план может тянуть вас вниз и как сделать его простым и понятным.
Еще 20-30 лет назад средний бизнес-план был гораздо сложнее и больше, чем сегодня. Это связано с тем, что бизнес-планы стали более распространенным явлением, они используются все чаще и более широким кругом предпринимателей. Кроме того, у людей просто мало времени, чтобы тратить его на тома документов!
Однако, как и прежде, бизнес планирование требует глубокого анализа и прогнозирования. Понятная и лаконичная подача информации играет решающую роль при составлении бизнес-плана. Если вы хотите, чтобы люди читали ваш план, сделайте его максимально простым и понятным. Не делайте свой бизнес-план научной работой или задачей всей жизни!
Но не стоит путать простые формулировки и краткость с поверхностной информацией. Вы должны полностью развить свою идею и раскрыть все важные вопросы.
Имея это в виду, давайте рассмотрим основные моменты, которые помогут сделать бизнес-план проще и эффективнее.
Простота подачи информации
Деловые документы, написанные понятным языком, легко читаются. Люди будут пробегать глазами по страницам вашего бизнес-плана во время разговора по телефону или читать его в электронной почте. Сохраните высокую прозу для мемуаров или романа. Во время написания вашего плана помните следующие советы:
- Не используйте длинные сложные предложения. Короткие предложения понятнее и их легче читать.
- Избегайте модных словечек, жаргона и аббревиатур. Во-первых, вас могут просто не понять, а во-вторых, в деловых документах это неуместно.
- Используйте простой язык. Лучше написать «использовать» вместо «эксплуатировать» и «тогда» вместо «на тот момент.»
- Структурируйте информацию. Маркированные списки помогают читателю легче и быстрее воспринимать информацию.
- При использовании списков важно также давать краткие пояснения там, где они необходимы. Важно, чтобы читатель понял вас правильно, а не терялся в догадках, что вы имели в виду.
Будьте кратки
Средняя длина большинства современных бизнес-планов короче, чем это было раньше. Общий объем должен составлять 30-40 страниц. Из них от 20 до 30 страниц должен занимать основной текст плана, а 10 страниц должно отводится для приложений (ежемесячные прогнозы, резюме руководителей и другие детали). Не существует какой-то стандартной структуры бизнес-плана, однако во всех случаях он должен содержать исчерпывающую информация о будущем бизнесе.
Если ваш бизнес-план получился значительно объемнее 40 страниц, то постарайтесь пересмотреть его и сделать более сжатым.
Конечно, бывают исключения из правил, когда просто необходимо вместить большое количество важной информации. Например, для некоторым видов бизнеса может потребоваться много фотографий или эскизов будущей продукции, рекламные материалы, варианты меню и т.д.
Используйте бизнес-графики
Сделайте так, чтобы важную финансовую информацию можно было легко найти и понять:
- Используйте сводные таблицы и простые бизнес-графики, чтобы показать основные цифры.
- На графиках и диаграммах всегда указывайте временные периоды
- Используйте круговые диаграммы для доли рынка и рыночных сегментов
- Не используйте слишком сложные графики с четырьмя и более показателями.
- Всегда указывайте название и номер диаграммы, чтобы ее можно было быстро найти по ссылке из текста бизнес-плана.
- Не используйте диаграммы, на которых нет ссылок из текста плана.
Внешний вид
Помимо самой информации, изложенной в бизнес-плане, также обратите внимание на его внешний вид. План должен выглядеть простым и привлекательным. Примите во внимание несколько советов:
- Придерживайтесь двух шрифтов для вашего текста. Шрифт, который вы используете для заголовков должен быть простой, без засечек (например Arial, Tahoma или Verdana). Для основного текста стоит использовать стандартные шрифты (например Century, Times Roman или Book Antigua)
- Избегайте мелких размеров шрифта. Лучше всего использовать размер в 11 или 12 пикселей.
- Все разделы, таблицы и графики необходимо начинать с новой страницы.
- Разделяйте текст на небольшие абзацы. Большие массивы текста сложно читать.
- Всегда проверяйте орфографию и пунктуацию. Лучше дважды перепроверить весь текст плана, чтобы убедиться в отсутствии ошибок.
- Также тщательно проверьте, чтобы цифры в тексте бизнес-плана совпадали с теми, которые указаны в графиках и таблицах.
Вот и все несложные рекомендации, как сделать ваш бизнес-план эффективным и понятным для тех, кто будет его читать!